Каткова Лариса Алексеевна, воспитатель

Статья « Дошкольный возраст - фундамент экологического воспитания»

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ –

 ФУНДАМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Каткова Л.А.

МБДОУ д/с №104 «Гуси-лебеди», г.Ульяновск

Взаимодействие человека с природой актуальная проблема современности. Одним из важнейших условием сохранения природы является просвещение человечества в вопросе экологии,  особенно молодого подрастающего поколения. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. У детей формируется эмоционально-положительное отношение ко всему,то их окружает в природе.

Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование  разнообразных методов. Дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одной из перспективных технологий, способствующих решению этой проблемы, является «метод проектов». «Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» [1, стр. 8]. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. От педагогов проектирование требует поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру [3, стр. 29].

Желание исследовать и экспериментировать в окружающем мире  у  детей старшего  дошкольного возраста - это сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников [2, стр. 32].

Последний этап проекта - защита своего проекта. На это мероприятие можно пригласить  педагогов, родителей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. В каждой группе создан уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений. Необходимо разнообразить  мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности,  библиотеку с книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.

Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образования и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.

В течение года со старшей группой реализовывался  проект «Фиалки для мамы». Актуальность темы  проекта направлена на расширение и обобщение знаний о комнатных растениях, на то, как ухаживать за растениями, выращивать. Целью проекта являлось создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию фиалок. Результатом  проекта являлись выращивание  и подарок на память свой цветок мамам.

При составлении перспективного плана работы над проектом поддерживалась детская инициатива.

Этапы реализации проекта:

Начиная работу над проектом, особое внимание удалилось  предметно-развивающей среды в группе. В Центре природы особое внимание было отведено цветам, где имеются все необходимые виды комнатных растений, включая фиалки.  

Задачами подготовительного  этапа являлись: 1) определение темы, цели и задачи проекта;  2) определение необходимых     технических,  информационных и методических ресурсов; 3) формирование стратегии работы по проекту.

Собственно исследовательский этап включал в себя знакомство с условиями роста фиалки; развитие коммуникативных навыков детей; развитие познавательной сферы дошкольников;  оптимизацию отношений детей и родителей; высаживание фиалки для мам.

В процессе проекта дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, реализовали проблемные задачи (как вырастить цветок), проявляли чувство ответственности за природу.

Данный  этап включал в себя такие виды деятельности как  рассматривание строения фиалки,  получение знаний об уходе за растением,  срезка листиков для проращивания корней,  рассматривание  появившихся корней у черенков, посадка листочков в индивидуальные, подписанные стаканчики, наблюдение и уход детьми за своим растением: зарисовка результатов собственных наблюдений за каждым этапом  в индивидуальных листах наблюдений; проведение образовательной деятельности по познавательному развитию: «Знакомство с растением  – Фиалкой Узамбарской», по художественно-эстетическому развитию: рисование с натуры «На моем окне»,  аппликация «Какие разные фиалки на моём окне», лепка «Фиалки»,  просмотр презентации «Зачем человеку растения» проведение дидактических игр и  чтение художественной литературы. 

Заключительный  этап являлся итогом педагогического  проекта,  была представлена презентация проекта. Дети красиво оформляли свои фиалки и вручали нежные растения На празднике 8 Марта мамам в подарок.

Метод проектов убедил нас, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Список использованной литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для вос­питателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. •— М.: Айрис-пресс, 2008.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

9 февраля 2021 в 19:02

Прикреплённые файлы:

Документ: Статья « Дошкольный возраст - фундамент экологического воспитания»

Описание файла:

Файл называется: statja-katkovoi-l-a_l5jo7.docx

Это официальный файл организации «Каткова Лариса Алексеевна, воспитатель», в нём содержится Статья « Дошкольный возраст - фундамент экологического воспитания».

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.